Статьи

Правовые аспекты брендирования автомобилей

Брендирование автомобилей

Все возрастающее количество автомобилей на дорогах не только создает неприятности в виде пробок для участников дорожного движения, но и предоставляет дополнительные возможности организациям для рекламы товаров. Так, все более популярным становится брендирование автомобилей, то есть нанесение на его поверхность рекламного изображения товарного знака. Красочные «бока» машины никого не оставят равнодушными ни в пробке в городе, ни на скоростной трассе.

Нанести рекламные изображения можно не только на собственные машины, но и на транспорт компании-партнера, осуществляющего перевозку выпускаемой продукции. Кроме того, современные технологии позволяют обеспечить сохранность нанесенного изображения как на длительные сроки (от двух лет, что особенно удобно для корпоративного парка), так и на короткие (например, для проведения рекламной акции).

Как регулируется размещение рекламы на транспортных средствах? Есть ли ограничения в отношении наносимой на автомобили «картинки»? Что нужно согласовать при «раскраске» автомобиля? Как учитываются расходы рекламодателя на изготовление и нанесение рекламного изображения? Каковы налоговые последствия? Придется ли применять налоговый спецрежим?

Правовые основы размещения рекламы на транспорте

Начиная с 01.07.2006 правовое регулирование в данной сфере осуществляется ст. 20 Закона «О рекламе». Рассмотрим ее более подробно.

Реклама или нет?

«Размещение на транспортных средствах отличительных знаков, указывающих на их принадлежность каким-либо лицам, не является рекламой» (п. 4 ст. 20 Закона «О рекламе»). По поводу приведенной формулировки эксперты до сих пор не пришли к единому мнению. Какие отличительные знаки могут указывать на принадлежность транспортного средства какому-либо лицу?

Очевидно, речь идет в первую очередь о фирменном наименовании организации-собственника ТС. Специалисты Федеральной антимонопольной службы рекомендуют разграничивать бренд компании-производителя и бренд конкретного товара. Если следовать такой логике, размещение на ТС названия организации и ее товарного знака не является рекламой. Но если на ТС — название товара, не обозначающее одновременно название фирмы, то оно считается рекламой, значит, к нему применяются все ограничения, установленные Законом «О рекламе». Размещение номера телефона, адреса, адреса интернет-сайта, перечня оказываемых услуг в этом смысле также следует расценивать как рекламу.

Согласно другой, более выгодной для организации точке зрения любое рекламное сообщение, которое привлекает внимание к самой организации либо ее товарам, при условии размещения на собственном автомобиле не является рекламой. Сторонники данной позиции отмечают, что ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» обязывает изготовителя сообщить потребителю наименование, место нахождения, режим работы. Однако это должно быть сделано на вывеске магазина, а также в других местах торговли. Размещать подобную информацию на ТС изготовитель не обязан.

Более логичной представляется первая точка зрения. Вместе с тем решение данного вопроса не скажется на порядке учета затрат и налогообложении операций.

Что касается понятия «принадлежность», в гражданском законодательстве оно используется применительно к праву собственности, а также другим вещным правам, а именно праву пожизненного наследуемого владения и праву постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, сервитутам, а также к праву хозяйственного ведения и оперативного управления имуществом (п. 1 ст. 216 ГК РФ). Таким образом, для целей применения п. 4 ст. 20 Закона «О рекламе» следует принимать во внимание принадлежность ТС организации на праве собственности, оперативного управления и хозяйственного ведения.

Если информация об организации или товарах размещается на арендованных автомобилях, личных авто сотрудников (используемых в служебных целях), автомобилях транспортных организаций, оказывающих услуги по перевозке, транспортных средствах-предметах договора лизинга, то она расценивается как реклама. В этом случае также обязателен договор с собственником ТС.

Ограничения

Проверить, соблюдены ли требования нормативных правовых актов по размещению рекламы на поверхности ТС, сотрудники ГИБДД обязаны при каждом осмотре ТС, который проводится при совершении регистрационных действий, государственном техническом осмотре, а также надзоре за дорожным движением. При выявлении нарушений требований по размещению рекламы инспектор выдаст обязательное для исполнения предписание, в котором устанавливаются сроки исполнения и представления информации о принимаемых мерах. Поэтому рассмотрим данные требования подробнее.

Статьей 20 Закона «О рекламе» установлен запрет на использование ТС исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций (вступил в силу с 2007 года). Федеральная антимонопольная служба в п. 1 Письма от 19.05.2006 № АК/7654 так его разъясняет. Самое главное — определить целевое назначение ТС. Если основное предназначение автомобиля — распространение рекламы (например, ТС выглядит как какой-либо товар) либо он был переоборудован для размещения рекламы так, что частично потерял функции ТС, для выполнения которых был создан, то это свидетельствует о нарушении Закона «О рекламе», что влечет ответственность по ст. 14.3 КоАП РФ (для юридических лиц штраф — от 40 до 500 тыс. руб.). Все сказанное напрямую касается мобильных биллбордов.

Пункт 3 ст. 20 Закона «О рекламе» запрещает нанесение рекламных изображений на отдельные категории ТС:

— специальных и оперативных служб с предусмотренной требованиями технического регламента определенной цветографической окраской;

— оборудованных устройствами для подачи специальных световых или звуковых сигналов;

— федеральной почтовой связи, на боковых поверхностях которых расположены по диагонали белые полосы на синем фоне;

— предназначенных для перевозки опасных грузов.

Аналогичные требования содержались в Инструкции, но поскольку они не касаются размещения рекламы продукции предприятий пищевой промышленности, останавливаться на них не будем.

При размещении рекламы на ТС следует учитывать, что она не должна создавать угрозу безопасности движения, в том числе ограничивать обзор управляющим транспортными средствами лицам и другим участникам движения, и должна соответствовать иным требованиям технических регламентов (п. 5 ст. 20 Закона «О рекламе»). Ограничить обзор лицу, управляющему ТС, могут в первую очередь нанесенные на стекла рекламные изображения, поэтому п. 2 Инструкции, запрещающий размещать рекламу на боковых поверхностях автомобилей выше линии окон, несмотря на отмену самого документа, по-прежнему актуален.

В настоящее время технических регламентов, устанавливающих требования в части обеспечения безопасности дорожного движения, не принято, поэтому следует руководствоваться прежде всего Законом "О безопасности дорожного движения" и принятыми в его исполнение подзаконными актами. В частности, запрещена эксплуатация ТС, на которых установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзор с места водителя. То же самое касается и несоответствия количества, типа, цвета, расположения и режима работы внешних световых приборов требованиям конструкции ТС.

Изменение цвета кузова автомобиля следует расценивать как обстоятельство, требующее изменения регистрационных данных - сведений, указанных в регистрационных документах. Обратиться в регистрационное подразделение ГИБДД нужно в течение 5 суток с момента возникновения такого обстоятельства — изменения цвета кузова. При изменении регистрационных данных в паспортах ТС также делаются отметки.

Заметим, что согласно п. 32 Положения о паспортах ТС в строке "9. Цвет кузова (кабины, прицепа)" указывается один из основных цветов, в который окрашен кузов ТС (белый, желтый, коричневый, красный, оранжевый, фиолетовый, синий, зеленый, черный или наименование иных цветов). В случае окраски кузова (кабины) в несколько цветов в этой строке цвет указывается как комбинированный или многоцветный с названием основных цветов.

В связи с отменой Инструкции утратил силу запрет наносить рекламные изображения на капот, крышку багажника. Также больше не действует ограничение максимальной площади рекламы на кузове (согласно п. 3 Инструкции он составлял 50% от окрашенной поверхности кузова).

Установка световых коробов на крыше автомобиля в п. 5 Инструкции рассматривалась как простейший вид переоборудования, на который не требуется проектная документация, но согласовать его с ГИБДД следует. Отмена Инструкции не изменила этого правила — в данной ситуации по-прежнему нужно руководствоваться Приложением N 2 к Приказу МВД РФ от 07.12.2000 N 1240, которым утвержден порядок контроля за внесением изменений в конструкцию ТС, зарегистрированных в ГИБДД МВД РФ.

Согласно п. 6 ст. 20 Закона «О рекламе» распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств, а также звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием ТС, не допускается.

Нужно ли разрешение?

Итак, как мы выяснили, изменение цвета кузова, а также установка на нем световых коробов требуют изменения регистрационных сведений о ТС. Нужны ли еще какие-либо разрешения на размещение рекламы на автомобилях? Согласно Закону «О рекламе» разрешение необходимо:

— на размещение рекламы на почтовых отправлениях (от федерального органа исполнительной власти в области связи);

— на установку рекламной конструкции (от органа местного самоуправления).

Для легитимности рекламы на ТС достаточно договора с его собственником.

Договор — начало начал.

Правовой основой для размещения рекламы является договор между рекламодателем и собственником ТС (уполномоченным им лицом либо лицом, обладающим иным вещным правом на ТС). Такой договор должен быть у собственника автомобиля. В частности, его вправе потребовать должностное лицо при проведении технического осмотра ТС. Однако возить его с собой и предъявлять инспекторам ГИБДД на дороге необязательно.

Очевидно, если информация размещается на собственном автомобиле компании, то никакой договор не потребуется. В противном случае основанием для размещения рекламы будет гражданско-правовой договор на размещение рекламы с самим собственником ТС либо с рекламным агентством, уполномоченным на это собственником. Заметим, что договор может быть безвозмездным — законодательство этого не запрещает.

Смоделируем возможные варианты взаимоотношений между участниками рекламного процесса:

— изготовитель самостоятельно размещает на собственных ТС рекламную информацию о себе и своих товарах, используя лишь услуги сторонней организации по изготовлению рекламной продукции и монтажу ее на ТС;

— изготовитель заключает договор с собственником ТС (например, с транспортной организацией). Во-первых, это может быть договор аренды поверхностей автомобилей. В этом случае изготовитель сам организует размещение рекламной информации и платит партнеру только за предоставление поверхностей в пользование. Во-вторых, изготовитель по договору на размещение и распространение рекламы поручает собственнику ТС нанести на его автомобили рекламную информацию. Здесь уже компания-партнер должна организовать изготовление и монтаж пленки или световых коробов. При этом предприятие пищевой промышленности заплатит перевозчику и за аренду поверхностей, и за размещение рекламы;

— в схему включается рекламное агентство, которое по договору с заказчиком — промышленным предприятием организует размещение и распространение рекламы. Именно с агентством будет оформлен договор у собственника ТС о предоставлении поверхностей для размещения рекламы. Изготовителю такой вариант интересен в ситуации, когда он сам не имеет возможности заключить соглашение с собственником ТС, размещение информации на которых представляется наиболее эффективным.

127015, г. Москва, ул. Новодмитровская, д. 2,
Ellington, офис 35
398055, г. Липецк, ул. Полиграфическая, д. 12а,
офис 201

виза, мастеркард, мир
© 2005-2018 ООО "РК Максим"